Размещение рекламных конструкций
Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» регламентирован порядок заключения договора на установку рекламной конструкции, а также выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В соответствии с положениями 4.5.1, ч.5.6 ст. 19 названного Федерального закона в случае размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключение договора на установку рекламной конструкции должно осуществляться по результатам аукциона или конкурса. В случае, если на указанном объекте уже установлена рекламная конструкция, то конкурс или аукцион должен быть проведен по истечении срока действия договора на установку и экспликацию рекламной конструкции.
Письмом Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2017 № АК/85673/17 «О торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» даны разъяснения, касающиеся вопросов соблюдения законодательства о конкуренции при установке и эксплуатации рекламных конструкций в указанных случаях.
Подготовка к проведению торгов, в том числе размещение извещения о проведении торгов, может осуществляться до истечения срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом определение победителя торгов должно осуществляться не ранее, чем по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Данное требование обусловлено требованиями ч. 1 ст. 460 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой имущество должно быть передано свободным от прав третьих лиц.
Таким образом, в извещении о проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, опубликованном до истечения срок действия аналогичного договора, должно быть указано на наличие обременения. Отсутствие указанной информации может быть расценено антимонопольным органом как основание для аннулирования торгов.
Частью 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек. Согласно требованиям закона, в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Антимонопольный орган, давая разъяснения в вышеназванном письме, обратил внимание на то, что выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие соответствующего разрешения, является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.
Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления, в том числе при проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции при наличии на разыгрываемых местах фактически установленных рекламных конструкций, в отношении которых отсутствуют действующие договор и разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, может подпадать под признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».